Как сообщили Zaxid.net в отделе коммуникаций Главного управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) по Львовской области, информация о пожаре в филиале «Альфа-банка» на Политехнической улице, 22 поступила к ним 28 ноября в 03:03, в филиале на проспекте Вячеслава Черновола, 45 — в 03:36. Член городского совета депутатов Игорь Зинкевич и его портал оперативных новостей Varta1 назвали точное время поджогов: соответственно 03:00 и 3:30. Так или иначе, очевидно, что поджоги (официальная причина возгораний в ГСЧС уже названа — «поджог сторонним лицом») произошли скоординированно, притом что банковские филиалы находятся в разных концах города.
В том и другом случае злоумышленники выбили окна и забросили в них бутылки с зажигательной смесью. По данным ГСЧС и «Горячей линии Львова» в Facebook, в первом из упомянутых филиалов «Альфа-банка» площадь возгорания составила 4 кв. м, при этом пострадали окно, кондиционер и две видеокамеры. Во втором — 5 кв. м, пострадали стена и стела. Ввиду того, что было раннее утро и банковские филиалы еще были закрыты, никто из людей не пострадал.
Надо отметить, что раньше такого никогда не было. Радикалы могли пикетировать офисы банков, которые считали российскими («Сбербанк», ВТБ, «Альфа-банк» — конкретно во Львове последний пикетировали в начале 2016 года — и менее крупных), могли облить стену краской или замуровать вход, максимум, до чего доходило (и то редко), — били окна, срывали табло обмена валют, бросали в окна камни.
К тому же основная волна действия против российских банков пришлась на февраль — март 2017-го, после чего «Альфа-банк Украина» выступил с публичным заявлением о том, что не имеет никакого отношения к России и вообще «одним из первых международных банков прекратил работу на оккупированных территориях в полном соответствии с законодательством Украины: как в Крыму, так и на Донбассе».
Ответственность за поджоги пока никто на себя не взял и скорее всего не возьмет (даже косвенно, как это часто делают праворадикалы, сообщая, что «неизвестные патриоты провели акцию» или даже «ветер случайно свалил советский памятник, а они случайно шли в этот момент мимо и все сфотографировали»). Дело-то уголовно наказуемое.
Но очевидно, что это переход на новый уровень публичного давления. Так же, как и ситуация с блокадой Ocean Plaza, крупнейшего торгового центра украинской столицы, имеющего общую площадь 165 тыс. кв. м и оцениваемого в 270-315 млн долл. Утром 27 ноября националисты заблокировали покрышками и залили краской входы в торговый центр, начав рядом длительный митинг с развернутыми знаменами и зажженными дымовыми шашками. В итоге доступ покупателям в Ocean Plaza был надолго закрыт.
Предыдущая атака на Ocean Plaza произошла 6 июля этого года, и в ней также приняли участие члены «Сокола», молодежного крыла партии «Свобода». Эта организация в целом довольно редко отмечается в подобных акциях, являющихся прерогативой С14 и «Национального корпуса», и ее фиксация на конкретном торговом объекте наводит на мысли о целенаправленном заказе. А именно заказе на то, чтобы «кошмарить» его владельцев, например, чтобы сбить цену для его последующей покупки «патриотическими» бизнесменами.
Сравнивая акции 6 июля и 27 ноября, также нельзя не заметить скачок уровня давления — в первом случае националисты лишь постояли-поскандировали лозунги напротив входа в торговый центр, разрисовали его стеклянные двери надписями и обклеили стикерами, никак не мешая при этом проходу покупателей. А в этот раз подвергли Ocean Plaza форменной обструкции и блокаде.
Очевидно, что обострение отношений с Россией радикалы постараются отыграть в свою пользу по максимуму — как добиваясь легализации и возвращения на фронт своих вооруженных формирований (помимо «Национальных дружин» и «Фрайкора» о мобилизации уже заявила другая националистическая организация — «Традиция и порядок», также давно располагающая «вышколами» по обучению обращения с огнестрельным оружием), так и используя истерию в обществе для усиления давления на бизнес и организации, которые определяют как «агентов России».
Тем более что эта ситуация является крайне привлекательной и для крупного бизнеса на Украине, который может попытаться инициировать кампанию по скупке (разумеется, по самой низкой цене) активов, принадлежащих российским банкам и бизнесменам.
Впрочем, как уже неоднократно писало издание Украина.ру, тут все очевидно — большинство «патриотических» акций нацистов и радикалов имеет вполне приземленную договорную коммерческую основу.